Проблема осознанного профессионального выбора

ВыборПроблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом.

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции «Кем быть?» на позицию «Каким стать?».

Все выпускники хотят быть успешными людьми, никто не хочет быть неудачником. Они полагают, что если выберут «не престижную» профессию, то уже заранее окажутся на обочине дороги успеха. Поэтому учителям надо не только ориентировать учащихся на успешную профессию, но и объяснить, что не успешный человек, в общепринятом смысле слова, тоже может быть счастливым. Нужно быть не внешне успешным обладателем престижного образования, но – востребованным в жизни и существующим в нормальных условиях. Успех учащиеся понимают, как счастье, но часто подразумевают под ним лишь внешние атрибуты успеха. На первом месте при выборе профессии интересная и престижная работа. Учащиеся должны понимать, что мода на профессии проходит, а значит, критерий востребованности профессии должен быть важнее, чем её престижность.

Также надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса, т.к. должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. Ребёнок должен понимать, зачем он учит физику – как это знание будет соотнесено с его стремлениями. Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему. Школа должна создать условия для формирования у человека осознанной занятости – умения соотнести то, что он может, с тем, что он хочет. Для этого нужно предоставить ребёнку возможность выбора.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии, учебного заведения, рода работы осуществляется под влиянием ряда факторов: позиция членов семьи, учебные заведения, представленные на территории проживания, позиция друзей, престиж, позиция учителей, информированность, личные профессиональные планы, способности, склонности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Также профориентацией занимается телевизор, радио, СМИ. Остаётся мало простора для самостоятельного осознанного выбора учащихся. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость. Поэтому осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Осознанный самостоятельный выбор основываться не только на способностях человека.

Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. Ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби). Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит на работу не просто ради денег. Он хочет получать от работы удовольствие.

Данная статья опубликована:

Букреева И.А. Проблема осознанного профессионального выбора // Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 158-160.

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 10 (2 votes)
 
main Консультация Профориентация Толкование сновидений