Когда учить языки или "Счастливые билингвы"

ЯзыкиВсё хорошо в своё время. Этой нехитрой мудрости учит нас и жизненный опыт и научная психология. Пословицы твердят, что «хороша ложка к обеду», а психология – что для каждой психической функции есть свой сензитивный период, в который данная конкретная функция наиболее оптимально развивается. С освоением речи маленькими детьми всё обстоит именно так. В первые годы своей жизни ребёнок овладевает сложнейшим строем родной речи, делая это «играючи», без усилий по заучиванию сложных лингвистических правил, потому что именно этот период сензитивен для освоения речи. Если же речь не осваивается в дошкольном возрасте, то позднее это становится практически невыполнимой задачей, примерами чего являются истории детей-маугли, воспитывавшихся животными.

Как же позднее осваивают иностранные языки? Часто мучительно, заучивая наизусть тексты, часами листая словари, уча грамматические правила – чрезвычайно непонятные, «неестественные» для твоего родного языка. И всё потому что «хорошее время» упущено.

Давайте обратимся к результатам опроса, проведённого на нашем сайте, участниками которого стали около 600 посетителей. Ответы на вопрос: «С какого возраста нужно начинать учить ребёнка иностранным языкам?» распределились следующим образом:

С рождения - 16%
С 1-2 лет – 15%
С 4-5 лет – 34%
С 7-8 лет – 26%
С 10-12 лет – 5%
После 12 лет – 4%

Меньше трети опрошенных считаю необходимым изучение второго-третьего языка в период «сензитивный» для этого. Большинство, тем не менее, не хочет ждать поступления в школу, осознаёт необходимость свободного владения несколькими языками, но всё же упустит время, и будет «учить» ребёнка, а не «разговаривать» с ним.

Почему? Есть много причин и, в том числе, родительские опасения, что ребёнок запутается и не сможет правильно говорить на своём родном языке. Подобный миф давно рассеян множеством исследований, в которых дети-билингвы (свободно владеющие двумя и более языками) не только не отстают в освоении родного языка, но и имеют интеллектуальные преимущества над сверстниками, например, у билингвов выше способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Свободное владение несколькими языками даёт преимущества, начиная с младенческого возраста и оканчивая пенсионным, в котором билингвы значимо лучше защищены от старческой деменции и других нарушений, снижающих интеллект (подробнее об этих исследования читайте в журнале Scientific American Mind – July/August 2011).

Лежащим на поверхности, жизненным доказательством того, что дети легко и без путаницы способны осваивать языки, являются примеры стран с несколькими официальными языками. Так, в Швейцарии официальными языками считаются немецкий, французский и итальянский. В России хоть и один язык, но национальностей – много. Например, дома могут говорить на татарском, а вне семьи – на русском. Дети в таких семьях отлично владеют двумя языками, правда, не всегда рассматривают это, в качестве «знания иностранного языка». Гордое и манящее имя иностранного языка у нас обычно приписывают английскому, немецком, французскому, экзотическому японскому и так далее. Английский так вообще обладает ореолом «абсолютной необходимости», благодаря чему в гимназиях и элитных школах он становится одним из главных предметов.

Но ведь освоить английский, не сложнее татарского. Нужно лишь разговаривать с ребёнком «на языке» и всё. Причём делать это – с рождения, потому что, чтобы начать говорить, ребёнок должен сначала освоить пассивную речь, то есть вдоволь «наслушаться», как говорят взрослые.

Остаётся лишь одна проблема. Чтобы заставлять ребёнка штудировать английский, не обязательно знать даже одного иностранного слова. А чтобы «разговаривать» с ребёнком и помочь ему освоить несколько языков без труда, нужно и самому не лениться.

Букреева И.А., учитель МБОУ СОШ №6 им. М.В. Ломоносова

Видео: исследование того, как и в каком возрасте младенцы осваивают фонетический строй языка

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 9.4 (5 votes)

Удачи ВАМ в воспитании

Удачи ВАМ в воспитании билингвов!!!

ааааа

Пурга это все. Автор совершенно не принял во внимание тот факт, что дети легче осваивают язык не в силу возраста, а благодаря тому, что у них родители - носители языка, и, соответственно, ежедневная практика. А у взрослых практиковаться-то особо не с кем, за исключением случаев выезда в другую страну. Возраст на изучение языка практически не влияет.

Уже в классической психологии

Уже в классической психологии (теми же самыми Ж.Пиаже и Л.С.Выготским) показано, что существуют сензитивные (простыми словами, наиболее оптимальные) периоды развития высших психических функций человека, в том числе освоения речи и языка, как её средства. Дети осваивают языке легче - для них это процесс естественный. Взрослые - больше используют интеллект для освоения иностранных языков. Например, взрослые могут выявлять связи со своим родным языком, они лучше понимают и осваивают правила (допустим грамматики). Но поскольку сензитивный период уже прошёл, взрослые ясваивают языки с большими усилиями, чем дети.

интересно

интересно

 
main Консультация Профориентация Толкование сновидений