Мир глазами детей

ЛужаВырастая из детского возраста мы разучаемся видеть интересное и увлекательное повсюду. По дороге на работу мы не останавливаемся заворожено рассматривать особенно красивую сосульку, не экспериментируем над своим отражением в луже, не ходим новыми и более извилистыми путями, возвращаясь домой. Мы очень экономно расходуем время. Иногда даже используем модные приёмы тайм-менеджмента. Поэтому часто прогулки взрослого человека - это далеко не наслаждение, а скорее процесс "поиска и оптимизации маршрута": здесь можно сэкономить несколько секунд, тут можно сократить маршрут. Поездка в метро начисто лишает возможности хотя бы полюбоваться городским пейзажем за окном.

У детей всё наоборот: интересный, необычный или просто яркий предмет может буквально захватить внимание ребёнка, так что "не оторваться". Любой объект окружающего пространства может стать участником смелой фантазии: это не просто белоснежный сугроб, а сгорбленная фигура старика, это не просто облако, я колесница, запряжённая четырьмя лошадями. Даже среди мусора (различных осколков, бумажек, бусинок), который никому не нужен, дети могут отыскать настоящие "бриллианты". Всё это делает мир ребёнка увлекательным, чудесным, творческим и полным неожиданностей.

Почему мы теряем эту детскую любознательность? Хорошо это или плохо?

С одной стороны, взрослому человеку нужны самоконтроль и независимость от внешних стимулов, чтобы иметь возможность выбирать наиболее актуальное и важное дело на данный момент. Например, не стоит отвлекаться на облака за рулём машины, или разглядывать блики солнца в окнах домов, опаздывая на поезд.

Но, с другой стороны, если всё подчинять исключительно доводам разума и необходимости, то не останется в жизни места для сказки и творчества. Мы так ценим в современном мире креативность, нестандартные и оригинальные подходы к решению проблем, широту мышления. Но одновременно с этим загоняем себя в рамки шаблонов. Мы точно знаем, что хорошо, что плохо, что полезно, а что вредно. Не ставим истины и авторитеты под сомнение. Большой чемодан жизненного опыта, который мы тащим с собой, всегда даёт нам готовый, быстрый ответ на интересующий нас вопрос. Так иногда в фильмах изображают роботов, которые, обнаружив какой-то объект, сразу получают информационную справку о том, что с этим объектом можно делать. Вот и мы тоже, увидев лужу, получаем чёткую инструкцию жизненного опыта: «Обойти лужу, чтобы не намочить ноги». Следуя этим логичным пошаговым инструкциям, мы двигаемся по жизни, лишая себя детского азарта первооткрывателя.

Детский психолог Мария Осорина пишет: «Положительной стороной способности ребёнка замечать, наблюдать, переживать, творить разнообразные миры, встроенные в обычную жизнь, являются богатство и глубина его душевного общения с ландшафтом, умение получать в этом контакте максимум личностно важной информации и достигать чувства единения с миром» (Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых , ст. 148).

Как вернуть утраченный интерес к миру?

Нужно чаще оглядываться вокруг, больше гулять (не спеша и не опаздывая), смотреть в окно, с интересом наблюдать за людьми, выбирать непривычные маршруты, путешествовать в те части города, где вы обычно не бываете, а на привычных маршрутах подмечать, что изменилось с прошлой прогулки, ездить на природу (без костров и шумной компании), кататься на велосипеде, перечитать «Тома Сойера», завести собаку (и не забывать выгуливать её)…

…и ещё иногда с полной серьёзностью задаваться вопросами: «Почему Земля круглая?» и «Почему Луна не падает на Землю?»… и вправду почему?

Евченко Наталия, психолог

Читайте также:

Эгоцентризм - когда это нормально?

Книги по теме:

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 7 (3 votes)

Молодые родители не

Молодые родители не забывайте, что когда ваш любимый малыш топает по луже ножками - он познаёт мир, а не пачкает свой наряд. Судя по радости, которую он испытывает - этот мир ему нравится! Научитесь не ругать, а тоже получать удовольствие!

 
main Консультация Профориентация Толкование сновидений