Опросник "Стиль мышления" (Р.Харрисон, Р.Брэмсон)

Стиль мышления
Предлагаемый вашему вниманию опросник «Стили мышления» разработан американскими психологами Р.Харрисоном и Р.Брэмсоном (адаптация А.Алексеева).

Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей: характера, мотивации, системы ценностей и т.д. Это то, как человек осмысляет окружающую его действительность, как объясняет те или иные ситуации, каким образом ставит цели и решает проблемы.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей. Каждый из них в той или в иной области, или в каких-то конкретных обстоятельствах будет весьма эффективным, а в других может быть наоборот. Кроме того, ведущими у вас могут оказаться сразу два стиля мышления. Это свидетельствует о хорошей адаптивности, умение мыслить разными способами позволяет решать самые разнообразные проблемы.

Всего выделяют пять стилей:
• синтетический,
• идеалистический,
• прагматический,
• аналитический,
• реалистический.

Инструкция:

Данный опросник предназначен для того, чтобы помочь Вам определить предпочитаемый Вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенность Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. На бланке ответов напротив каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз (!!!) в группе из пяти окончаний. ( Всего таких групп в опроснике 18). Даже если 2 окончания (или больше) в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.

Текст опросника “Стиль мышления”

1. Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
1а. Устанавливает, определяет конфликт и пытается его выразить открыто;
1б. Лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;
1в. Лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;
1г. Подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;
1д. Излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.

2. Когда я начинаю решать какие-либо проблемы совместно с другими людьми, самое важное для меня:
2а. Понять цели и значение будущей работы;
2б. Раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;
2в. Определить порядок конкретных шагов по решению проблемы;
2г. Понять, какую выгоду может принести эта работа для нашей группы;
2д. Чтобы работа над проблемой была организована и сдвинулась с места.

3. Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
3а. Связать их с текущими или будущими своими занятиями;
3б. Применить их к конкретным ситуациям;
3в. Сосредоточиться на них тщательно и проанализировать;
3г. Понять, насколько они сходны с привычными мне идеями;
3д. Противопоставить их другим идеям.

4. Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
4а. Полезнее текста, если они точны;
4б. Полезны, если они ясно показывают новые факты;
4в. Полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
4г. Полезны, если они поднимают вопросы по тексту;
4д. Не более и не менее полезны, чем другие материалы.

5. Если бы мне предложили провести какое-то исследование (например, курсовую или дипломную работу), я, вероятно начал бы с:
5а. Попытки определить его место в более широком контексте;
5б. Определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;
5в. Размышлений и предположений о возможных результатах.
5г. Решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;
5д. Попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.

6. Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
6а. Встретиться с ними индивидуально и задать каждому свои конкретные вопросы;
6б. Провести общее собрание и попросить их высказать свое мнение;
6в. Опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
6г. Встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;
6д. Попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменно форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

7. Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это “что-то”:
7а. Выстояло против оппозиции, выдержало сопротивление противоположных подходов;
7б. Согласуется с другими вещами, которым я верю;
7в. Было подтверждено на практике;
7г. Поддается логическому и научному доказательству;
7д. Можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.

8. Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет скорее всего:
8а. О том, как кому-нибудь удалось разрешить личную или социальную проблему;
8б. Посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;
8в. Сообщением о научном или историческом исследовании;
8г. Об интересном, забавном человеке или событии;
8д. Точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном жизненном опыте.

9. Когда я читаю отчет о работе (или другой текст, например, научный или учебный), я обращаю больше всего внимания на:
9а. Близость выводов моему личному опыту;
9б. Возможность выполнения данных в тексте рекомендаций;
9в. Надежность и обоснованность результатов фактическими данными;
9г. Понимание автором целей и задач работы;
9д. Интерпретацию, объяснение данных.

10. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать – это:
10а. Каков наилучший метод для решения данной задачи;
10б. Кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;
10в. Почему эту задачу стоит решать;
10г. Какое влияние ее решение может иметь на другие задачи, которые приходиться решать;
10д. Какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.

11. Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что:
11а. Уясняю для себя, как это связано с чем-то что мне хорошо знакомо;
11б. Принимаюсь за дело как можно раньше;
11в. Выслушиваю различные точки зрения, по поводу того, как это сделать;
11г. Есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;
11д. Тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.

12. Если бы мне пришлось проходить испытание или сдавать экзамен, я предпочел бы:
12а. Набор объективных, проблемно-ориентированых вопросов по предмету;
12б. Дискуссию с теми, кто также проходит испытание;
12в. Устное изложение и показ того, что я знаю;
12г. Сообщение в свободной форме о том, как я применил на деле то, чему научился;
12д. Письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод.

13. Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это вероятно:
13а. Выдающиеся философы и ученые;
13б. Писатели и учителя;
13в. Лидеры деловых и политических кругов;
13г. Экономисты и инженеры;
13 д. Фермеры и журналисты.

14. Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она:
14а. Кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;
14б. Объясняет вещи новым для меня образом;
14в. Способна систематически объяснять множество связанных ситуаций;
14г. Служит пояснению моего личного опыта и наблюдений;
14д. Имеет конкретное практическое приложение.

15. Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу (или, например, наблюдаю дискуссию в телевизионной передаче), я предпочитаю, чтобы в ней:
15а. Показывались преимущества для меня в зависимости от выбираемой точки зрения;
15б. Излагались все факты в ходе дискуссии;
15в. Логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;
15г. Определялись ценности, которые исповедует та или иная сторона в дискуссии;
15д. Ярко освещались обе стороны спорного вопроса и существо конфликта.

16. Когда я читаю книгу, выходящую за рамки моей непосредственной деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), я делаю это главным образом вследствие:
16а. Заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;
16б. Указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;
16в. Желания расширить свою общую эрудицию;
16г. Желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;
16д. Стремления узнать больше об определенном предмете.

17. Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме (например, устранить несложную поломку в электроприборе), я скорее всего буду:
17а. Пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;
17б. Искать пути и способы быстро решить эту проблему;
17в. Обдумывать альтернативные способы ее решения;
17г. Искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;
17д. Пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.

18. Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:
18а. Находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;
18б. Ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;
18в. Открывать новые и более совершенные методы;
18г. Находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;
18д. Разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.

Обработка и интерпретация результатов

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 8 (52 votes)
 
main Консультация Профориентация Толкование сновидений